Хочешь изменений – действуй. Как граждане законопроекты на коррупционность исследовали

4194 законопроекты сегодня находится в работе Верховной Рады Украины. И это не номер одного законопроекта. Это – четыре тысячи сто девяносто четыре отдельных документы, которые должны изучить народные депутаты, обсудить в комитетах и ​​со всеми заинтересованными представителями общества, доработать при целесообразных рекомендаций, вынести на повестку дня, продискутировать в сессионном зале и проголосовать.
А еще – проанализировать на коррупционные риски, соответствие законодательству Европейского Союза. И это только верхушка бюрократического “айсберга”. Ибо кроме содержательного обработки, законопроекты еще должны пройти все необходимые формальные процедуры. А сколько бумаги ежедневно расходуется на печать этих полдесятка тысяч документов – это, конечно, отдельная история.
И как в этой куче документов не спрятаться коррупциогенных схемам?
Так, в Верховной Раде есть соответствующий комитет, который должен изучать все эти тысячи законопроектов на коррупционные риски. Но насколько эффективно? На помощь комитету по вопросам предотвращения и противодействия коррупции приходила общественность. Но это сотрудничество всегда напоминала разговор глухого с немым. Верховная Рада принимала законы с коррупционными составляющими, а общественность отчитывалась о нарушениях – то есть общественная экспертиза поступала уже постфактум и рекомендации не учитывались.
А почему так? Потому, опять же, законопроектов слишком много, а времени слишком мало – и пока общественные эксперты добросовестно изучали документы, в Верховной Раде их быстро передавали на следующий этап. Ведь время идет, а законопроектов больше.
Сначала некачественные законопроекты голосуют, а потом отдельным законопроектам вносят в них поправки, чтобы исправить недостатки, которые не обнаружили или не учли на этапе подготовки документа. Все эти манипуляции приводят не только к потере времени, драгоценных для страны, которая по всем направлениям находится в состоянии реформ. Они еще приводят к потере доверия населения.
Таким образом парламент захлебывался в “законодательном цунами” и становился заложником результатов своей же работы.
Похожую историю можно рассказать о любом министерство или другой орган государственного сектора.
Хорошо, что в комитете по вопросам предотвращения и противодействия коррупции нашлись люди, готовые делегировать обязанности и изменять бизнес-процессы к лучшему. Благодаря этой открытости, при комитете появилась Совет общественных экспертиз, которая физически находится в Верховной Раде и работает с законопроектами на этапе подготовки.
Совет общественных экспертиз – это именно тот пример, когда совет “хочешь изменений – делай сам” стала реальностью. Эксперты, интегрировались в работу комитета – это 9 лучших юристов, прошедших отбор из 100 кандидатов в три этапа. Их тестировали на знание антикоррупционного законодательства, они проходили психологические тесты и интервью.
Для многих из них работа в Совете общественных экспертиз – первый профессиональный опыт. А для всех них – это хорошая возможность лично приобщиться к борьбе с коррупцией, понять изнутри как работает государственная система и менять ее к лучшему.
Возможно, в будущем они присоединятся к антикоррупционных органов или станут новой политической элитой Украины.
За полтора года работы эксперты Совета общественных экспертиз проанализировали 3938 законопроектов, из них 362 – оказались коррупционными.
Ни один из законопроектов, который был признан Советом коррупционным, не стал законом. Большинство выводов Совета ложатся в основу проекта решений комитета. Именно благодаря работе экспертов, комитет уже проводит антикоррупционную экспертизу с опозданием, а работает с недавно зарегистрированным проектам законов.
Эти девять профессионалов изменили сам подход к проведению антикоррупционной экспертизы. Она перестала быть чисто формальным анализом законопроектов.
Эксперты тщательно анализируют, как соответствующий законопроект может повлиять на сферу жизни общества, которые могут быть риски. Аналитические выводы стали реально учитывать, а у игроков, вовлеченных в обсуждение решений в комитете, начало расширяться.
Если раньше на заседание комитета приглашали только авторов законопроектов, то теперь приглашают ряд представителей общественного, частного и государственного сектора, которые могут профессионально объяснить наличие или отсутствие коррупциогенных факторов в тексте будущего закона. Развивается настоящая публичная политика.
Реформы в Украине продолжаются, и потребность в молодых лидерах есть. А проекты, как Совет общественных экспертиз, не только улучшают качество законотворческого процесса, государственного управления, и уменьшают коррупционные риски, но и воспитывают таких молодых лидеров. Международный фонд “Возрождение” счастлив быть частью этого успеха.
Недавно общественные организации оценили достижения антикоррупционной политики государства. И они оставляют желать лучшего. Но каждый должен быть ответственен за свою часть работы.
Пока требуем от государства делать свою, мы, граждане, должны пользоваться всеми возможностями, чтобы максимально эффективно делать свою. И если вдруг вы сомневались ли еще не поздно присоединиться к внедрению реформ и ждали знака, то это – он. Хочешь изменений – действий.
Лилия Баран, менеджер программной др

You may also like...