Екохабарникы: как остановить коррупцию в одесских портах?

На днях правоохранители задержали очередного “екохабарника” – рядового специалиста ДержекоинспекцииПивнично-Западного региона Черного моря, который требовал 25 000 гривен у капитана судна. Зато обещал “не создавать” проблем.
Хотя проблема, собственно, уже сама по себе – инспекторы специально придумывают штрафы “с потолка”, чтобы “кошмарить” бизнес.
Так или иначе – должен заплатить только потому, что зашел в порт, где хозяйничают “екохабарникы”.
Правоохранители сработали великолепно. Надеюсь, по этому случаю раскроют всю схему, и виновных ждет тюрьма.
И сколько еще взяточников надо поймать с поличным, чтобы государство кардинально реформировала систему экологического контроля?
В виде Госэкоинспекция в портах – это абсолютное ЗЛО для международных морских перевозок. Те небольшие поступления в бюджет, о которых гордо отчитываются инспекторы, – ничто по сравнению с упущенной выгодой для Украины.
Судовладельцы пытаются обойти стороной наши порты. Мировые компании даже включают в договоры фрахтования специальное “украинское предостережение” (ukrainian clause). Считайте, что прямо в документах пишут: приготовьте деньги для “экологического контроля”.
Судовладельцы говорят: нам некомфортно так работать. Они не хотят платить за простой судна и мифический штраф, пока инспекция ждет взятки.
Есть судов – нет портовых сборов в госбюджет, а вся инфраструктура и персонал лишены работы. Они могли бы генерировать ВВП и налоги, но “слава” екохабарникив негативно влияет на имидж страны.
Одна структура наносит бюджета колоссальные убытки! И это уже не тысячи, а миллионы долларов.
Но переломить эту ситуацию очень просто!
Есть два пути, как преодолеть Зло.
Первый – ловить на горячем и бить по рукам. Судить и сажать. Еще лучше – заставить возместить убытки, причиненные перевозчику. А это – как минимум 5000 долларов в сутки за простой для одного судна.
Второй путь – уничтожить основания для взяток. И это – гораздо важнее! Лишить инспекторов любых даже теоретических возможностей их требовать. И для этого не надо особых усилий.
Для начала надо принять несколько важных документов: порядок отбора проб и порядок взаимодействия между Госэкоинспекцией и Администрацией морских портов. Эти регламенты нужны, как говорится, “на вчера”, но их до сих пор нет.
Однако они крайне важны! Потому как только будет прозрачный и понятный судовладельцам регламент отбора проб, экоинспектор не сможет ими манипулировать. Невозможно придумать несуществующее загрязнения, и он будет вынужден придерживаться четкой процедуры.
И, наконец, это все, о чем просит международный бизнес – создать прозрачные правила. Они готовы платить штрафы, если действительно загрязнили акваторию. Но не готовы кормить “екохабарникив”.
Конечно, введение этих двух регламентов – только первоочередные шаги. Однако их будет достаточно, чтобы дать старт реформе экологического контроля.
Кстати, полный пакет предложений я давно направил на рассмотрение Минэкологии. В идеале для проведения исследований на судах нужно привлекать независимые аккредитованные лаборатории. Судовладелец сможет самостоятельно выбирать одну из утвержденного перечня, а не давать пробы на откуп инспекторам.
Кроме того, нужно ежедневно проводить автоматизированное обследование фонового уровня загрязнения акватории портов и обнародовать эту информацию. Тогда будет понятно, в какой именно момент произошло загрязнение, и насколько то или иное судно могло его вызвать.
Еще важно: на государственном уровне признать гарантии покрытия экологических нарушений международными клубами взаимного страхования P & I Clubs. Тогда экологи не смогут требовать немедленных компенсационных выплат наличными от судовладельцев. Решение об уплате штрафа будет принимать суд.
И сейчас от Кабинета министров (и во многом – от Минэкологии) зависит, когда будут разработаны новые правила.
Вместе с международным бизнесом, который хочет честно работать в Украине, я прошу утвердить их как можно быстрее, чтобы сломать коррупционные схемы “екохабарникив”. Без этого мы теряем инвесторов, налоги и в конце концов деньги для развития Одесского региона и всей страны.
Нам нужно кардинально изменить всю систему работы Госэкоинспекции. А для этого нужно не просто вычистить из нее взяточников, но и ликвидировать основания для вымогательства взяток.
Максим Степанов, председатель Одесской облгосадминистрации

You may also like...